WordPress

Нецелевое использование субсидии на иные цели

Нецелевое использование субсидии на иные цели - картинка 1
Полезная информация: "Нецелевое использование субсидии на иные цели" с выводами профессионалов. Дежурный консультант вам пояснит все, что не понятно.

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Если государство выделило организации деньги из бюджета на определенные цели, оно будет пристально контролировать, чтобы они были употреблены исключительно по назначению. Применить бюджетные деньги на иные задачи – уже серьезное правонарушение. Как квалифицировать такие действия? Кто привлекается к ответственности, если нарушения совершены бюджетной организацией или организацией, получившей субсидию? Как решается, имело ли место именно нецелевое применение? Рассуждаем в статье.

Особенности понятия нецелевого применения средств

Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.

Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:

  • законе о бюджете;
  • сводной бюджетной росписи;
  • бюджетной смете;
  • договоре о предоставлении субсидии;
  • соглашении;
  • в другом правомочном документе.

Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.

Последствия нецелевых расходов

Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:

  1. Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
    • главным распорядителем;
    • распорядителем;
    • получателем бюджетных средств.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

При выявлении часть финансовых полномочий нарушителя передается уполномоченному по тому или иному бюджету.

  • Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого. Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование. Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.
  • Виды нецелевого применения государственных финансов

    Данное правонарушение можно классифицировать по типам участников:

    • допущение нецелевого использования участниками бюджетного процесса;
    • нарушение целей направления средств из бюджета автономными учреждениями.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то что во 2 случае бюджетные деньги до использования становятся по факту средствами автономных учреждений (переходят на их расчетные счета), их применение по заявленным в соглашении (договоре) целям остается строго обязательным и подконтрольным. Это уже не «бюджетные средства», но по-прежнему «средства из бюджета», на которые распространяются требования административного законодательства в части бюджетных нарушений (ст. 15.14 КоАП РФ).

    Варианты средств из бюджета «не на те цели»

    Группы примеров затрат «не по целям» родились из практики. Проверочными мероприятиями, контролирующими использование государственных финансов, установлены следующие виды самых распространенных нарушений, которые можно отнести к нецелевым расходам:

    • по плану хозяйственной деятельности на тот или иной финансовый год затраты не предусматривались, но были совершены;
    • перепутан уровень финансирующего бюджета, например, обязательства, являющиеся целями финансирования муниципальным бюджетом, погашены за счет средств из федерального;
    • бюджетными деньгами оплачены цели, рассчитанные на внебюджетные источники;
    • данными деньгами профинансированы затраты другой организации;
    • деньги применены на оплату услуг, находящихся вне деятельности профинансированной организации;
    • бюджетными деньгами воспользовались арендаторы и не возместили этих расходов;
    • затраты на финансирование объектов без принятой проектной сметы;
    • нарушение условий предоставления субсидий;
    • смещено финансирование по разделам бюджета: на средства одних разделов профинансированы цели других разделов;
    • прибыль от вложения бюджетных средств используется не по финансово-хозяйственному плану;
    • неправильное движение финансов по статьям и подстатьям бюджетной классификации, которая распределяет операции по секторам государственного управления.

    Субсидии, примененные нецелевым образом

    Когда бюджетные деньги выделяются на основании договора (соглашения), говорят о субсидировании. Нарушение договора в позициях оговоренных целей финансирования случается не так уж редко. Судебная практика выделяет такие распространенные случаи нецелевого направления государственных дотаций:

    Кто виноват

    Любое нарушение предусматривает ответственность. На кого она возлагается в случае неправильных расходов бюджетных средств?

    В первую очередь, на саму организацию. Юридические лица могут быть оштрафованы, а их деятельность приостановлена.

    Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.

    Таким должностным лицом чаще всего является руководитель как ответственный за экономические вопросы. Его подпись обязательна на всех важных финансовых документах – без нее они не повлекут за собой правовых действий. Но иногда вместо руководителя бумаги подписывает уполномоченное лицо, например, заместитель. Если право подписи ему передано официально, то и отвечать в случае нарушений придется ему.

    ВАЖНО! Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.

    Формы ответственности

    Данный тип нарушений предусматривает два вида ответственности: административную и уголовную.

    Административные кары за «нецелевку»

    Санкции за использование бюджетных средств не по назначению предусмотрены ст. 15.14 КоАп РФ. Если признаков уголовного деяния в нарушении не усмотрено:

    • организация отделается штрафом, который составит от 5 до 20% нецелевых денег;
    • должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-3 года либо оштрафовано на 20-50 тыс. руб.

    Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям

    Такие преступления рассматривает ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» Уголовного кодекса РФ. По ней для виновного должностного лица могут быть применены:

    • штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
    • штраф в размере его зарплаты или других годовых-двухлетних доходов;
    • принудительные работы с отлучением от определенных должностей на 1-3 года;
    • арест до полугода;
    • заключение в тюрьму до 2 лет с лишением права на определенную деятельность либо без него в течение последующих 3 лет (либо без такого запрета).

    Наказание ужесточится, если «нецелевка» осуществлялась группой лиц либо размер ее оказался особо крупным (из бюджета растрачено 7,5 млн. руб. и более):

    • штраф вырастет до 200-500 тыс. руб.;
    • длительность принудительных работ – до 5 лет;
    • сроки лишения свободы – до 5 лет.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Буква закона классифицирует «нецелевку» как правонарушение, только если доказан умысел в ее совершении. В противном случае имеет место ошибка. Если проверяющие вынесли решение о бюджетном правонарушении, а оно было совершено неумышленно, то правомерность санкций можно оспорить в суде.

    http://assistentus.ru/vedenie-biznesa/necelevoe-ispolzovanie-byudzhetnyh-sredstv/

    Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

    Выделяемые государством из бюджета денежные средства автономным и бюджетным учреждениям могут быть потрачены только на определенные цели. Они определяются по заранее составленному плану, а также находятся под строгим контролем надзорных органов. Направление этих денег на иные задачи является грубым правонарушением. Оно признается, как нецелевое использование бюджетных средств. Кто наказывается за подобное несоблюдение законодательных норм, а также какая ответственность наступает по статьям КоАП РФ и УК РФ за нецелевое использование, разберем в данной статье.

    Что такое нецелевое использование бюджетных средств?

    Прежде чем углубляться в понимание упомянутого словосочетания, следует помнить, что любые бюджетные средства сопровождаются принципом адресности, а также целевого характера. Иначе говоря, все выделенные из бюджета деньги предназначаются для конкретных целей и получателей. Это закрепляется в 38 –ой статье российского Бюджетного Кодекса. Следовательно, противоречие данным принципам свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств из бюджета.

    Нецелевое использование бюджетных средств – это их полное, а также частичное направление и трата на цели, которые не совпадают с условиями их получения, утвержденными хотя бы одним из документов:

    • Законом о бюджете;
    • Бюджетной сводной росписью;
    • Сметой по бюджету;
    • Соглашением о предоставлении соответствующих субсидий;
    • Различными договорами, а также иными правовыми документами.

    Таким образом, правонарушение заключается в совершении действий/бездействий распорядителя и получателя денежных средств из бюджета, приведших к отклонению от целей, ранее определенных в документации.

    Виды нецелевых затрат бюджета.

    Наказание за нецелевое использование бюджетных средств применяется, если:

    • Финансы направлены на неоговоренные расходы в соответствии с планированием на отчетный период;
    • Совершен неправомерный денежный перевод с одной статьи классификации бюджета на другую с целью покрытия расходов;
    • Осуществлены оплаты из бюджетов другого уровня;
    • Произведены платежи из бюджета, хотя по плану должны задействоваться внебюджетные фонды;
    • Оплачены работы, товары, услуги, не имеющие отношение к деятельности и специфике учреждения;
    • Покрываются расходы другого юридического лица;
    • Финансируются строящиеся объекты не из перечня, а также те, по которым оно не запланировано;
    • Нарушены условия использования и предоставления субвенций, субсидий;
    • Произошло замещение бюджетных разделов и целей;
    • Полученная прибыль от хозяйственной деятельности используется вопреки плану.

    Вместе с тем, существуют случаи применения субсидий не по назначению:

    1. Платежи за услуги или работы, не оговоренные условиями договора о передаче субсидий;
    2. Оплата услуг или работ, которые не были выполнены;
    3. Оплата содержания имущества, если оно не принадлежит предприятию.

    Кто несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.

    При любом нарушении законодательства всегда присутствует «крайнее лицо», которое в полной мере отвечает за совершенные действия, а также бездействия.

    Кто же таковым является в автономных и бюджетных учреждениях?

    Во-первых, нарушителем признается само предприятие, совершившее нецелевое использование бюджетных средств. В таких случаях для организаций могут последовать наказания в виде штрафов, а также приостановления деятельности на определенный срок.

    Во-вторых, ответственность несут должностные лица, допустившие наступление данного факта. Как правило, ими являются руководители, их заместители и другие сотрудники, обладающие правом подписи финансовой документации.

    Иначе говоря, наказание понесет тот работник организации, чья подпись стояла на документах, послуживших основанием для нецелевых растрат.

    Виды ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

    В свою очередь, должностные лица, допустившие нецелевое использование бюджетных средств, могут нести как административную, так и уголовную ответственность в соответствии со статьями КоАП РФ и УК РФ.

    Стоит отметить, что главным критерием, разграничивающим один вид ответственности от другого, является денежная сумма, потраченная не по назначению. Если она превышает 1 500 000 рублей, то деяние становится уголовно наказуемым. При нецелевых тратах в меньших размерах лица наказываются административным штрафом.

    Итак, согласно 15. 14 статьи КоАП за нецелевое использование бюджетных средств наказываются:

    1. Должностные лица:

    • Дисквалификация на 1 – 3 года;
    • Штраф на сумму 20 – 50 тысяч рублей;

    2. Юридические лица:

    • Штраф на 5 – 25 % от потраченной не по назначению суммы;

    Если нецелевые расходы превышают допустимый административный лимит, то уже применяется статья УК РФ № 285. 1. Уголовное наказание несут уже только должностные лица, и выражаться оно может в следующих формах:

    1. Для должностных лиц при расходах не по назначению от 1,5 до 7 миллионов рублей:

    • Штраф 100 – 300 тысяч рублей;
    • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 -2 года;
    • Принудительные работы, не превышающие 2 года;
    • Арест до полугода;
    • Лишение свободы не более, чем на 2 года;

    2. Для группы должностных лиц, а также при нецелевом использовании свыше 7 миллионов рублей:

    • Штраф 200 – 500 тысяч рублей;
    • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 – 3 года;
    • Принудительные работы не более 5 лет;
    • Лишение свободы не более, чем на 5 лет;

    Нецелевое использование субсидии на иные цели - картинка 3

    Дополнительные последствия.

    Применяемые к нарушителю штрафы, а также другая перечисленная выше ответственность являются не единственным негативным результатом за нецелевое использование бюджетных средств. Вместе с тем, могут наступать дополнительные последствия:

    • Нарушитель лишается финансовых полномочий с передачей их другому уполномоченному лицу;
    • Сокращение бюджетного финансирования конкретного региона или учреждения;
    • Взыскание ошибочно предоставленных средств с получателя, а также процентов за незаконное пользование ими.
    • Дополнительные финансовые проверки на предмет выявления нарушений.

    Обжалование решений за нецелевое использование бюджетных средств.

    Как правило, за большинство финансовых нарушений законодательства РФ, включая ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, наступает на основании судебного решения. Вместе с тем, виновный в «растратах» имеет право обжаловать вынесенное по нему постановление.

    В свою очередь, судебная практика насчитывает немало случаев, когда решение пересматривалось и изменялось в пользу обвиняемого. Наиболее успешными являются следующие группы случаев:

    1. Отсутствие умысла.

    Хотя, такой факт, как наличие умысла в совершенных действиях довольно редко принимается к сведению во время разбирательств по нецелевому применению бюджета, эта особенность играет важную роль. Например, ответственность по 15. 14 статье КоАП характеризуется умышленной виной. Иначе говоря, совершающий противоправное деяние должен осознавать совершение правонарушения по нецелевым расходам. Если доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, отсутствуют, то наступление ответственности по данной статье невозможно.

    2. Освобождение от ответственности ряда должностных лиц.

    Во многих случаях за совершение финансовых правонарушений помимо руководителя организации привлекают и главного бухгалтера. Поскольку, данное должностное лицо обладает правом подписи финансовых документов. Однако, наличие подписи как главбуха, так и другого уполномоченного лица не всегда однозначно доказывает наличие вины подписавшего бумаги об оплате. Если в Уставе организации явно прописана персональная ответственность директора за нецелевое использование бюджетных средств или иное несоблюдение законов о бюджете, то именно он отвечает за нарушения в данной области. К тому же, платежным документам, как правило, предшествует заключение контракта или договора, на котором ставит свою подпись руководитель предприятия.

    http://mytopfinance.ru/otvetstvennost-za-netselevoe-ispolzovanie-byudzhetnyh-sredstv/

    Нецелевое использование средств (Гусев А.)

    Дата размещения статьи: 03.07.2016

    В силу ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. В статье мы рассмотрим несколько судебных решений, связанных со спорами о квалификации выявленных нарушений в качестве нецелевого использования средств.

    Добровольное страхование автотранспортных средств (каско)

    Погашение кредиторской задолженности предыдущего года за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на следующий год

    Приобретение сувениров, не связанных с функциями учреждения

    Приобретение горшков, грунта, жидких удобрений, дренажа для цветов

    Замена используемого при ремонте материала

    Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

    Нецелевое использование субсидии на иные цели - картинка 4Вернуться на предыдущую страницу

    http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=7492

    Нецелевое использование бюджетных средств

    Расходы каждого муниципального или государственного органа производятся в строгом соответствии с утвержденным планом. Кроме того, по итогам прошедшего календарного года обоснованность всех трат будет подлежать проверке на соответствие ранее утвержденной сметы расходов.

    Содержание статьи:

    В этой связи, оплата каждого заключенного государственного контракта изначально должна быть заложена в бюджете. Затраты на заранее не предусмотренные товары, работы или услуги не допускаются.

    Кроме того, оплата за полученный товар должна быть произведена именно надлежащему лицу. Нарушение рассмотренных правил в сфере тендеров, закупок, торгов часто свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств. Вот когда нужна помощь нашего адвоката, который выстроит линию защиты и будет отстаивать Ваше право: профессионально, на выгодных условиях и в срок.

    Виды нецелевого использования бюджетных средств

    Нецелевое использование возможно в следующих случаях:

    Вопрос о нецелевом использовании бюджетных средств рассматривается в каждом случае самостоятельно. Поэтому приведенный перечень ситуаций очевидно не является окончательным.

    Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

    Нецелевое использование субсидии на иные цели - картинка 5Последствием нарушения порядка расходования государственного бюджета является инициирование соответствующего дела по административному правонарушению. При этом, состав именно административного нарушения по статье 15.14 КоАП РФ ограничен полуторамиллионными суммами.

    Важно обратить внимание, что к ответственности также может быть привлечен и сам незаконный получатель бюджетных средств. С этой целью уполномоченным органом будет рассмотрен вопрос о намерениях и совершении целенаправленных действий со стороны организации, которые и привели к незаконному расходованию бюджета.

    Размер наказания для государственного служащего варьируется от двадцати до пятидесяти тысяч. При этом, вместо штрафа может быть назначена дисквалификация не более чем на три года, что лишит возможности дальнейшей работы в указанный период в качестве госслужащего.

    Для получателя незаконно израсходованных бюджетных денег ответственность зависит от суммы полученного. Минимальная санкция составит пять процентов. Ее пределы – 25% от размера нецелевого расходования средств.

    Подробнее о тактике защиты в делах об административных правонарушениях и работе нашего административного адвоката по ссылке на основной части сайта.

    Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

    В случае достижения, а равно превышения полуторамиллионного порога нецелевых расходов, ответственность за подобные деяния предусматривается уголовным законодательством.

    В зависимости от количества задействованных лиц (соисполнителей преступления), а также размера незаконно выведенных из бюджета денег статьей 285.1 УК Российской Федерации определена санкция – до пять лет лишения свободы.

    Аналогично административному, в уголовном наказании также может присутствовать запрет на дальнейшую работу государственного либо муниципального сотрудника.

    Также смотрите видео с советами адвоката по уголовным делам, они универсальны для любого случая привлечения к уголовной ответственности и могут быть взяты за основу Ваших шагов:

    Читайте также о всех действиях, которые делает наш адвокат по уголовным делам в рамках защиты Вашего права по ссылке.

    Как выстроить защиту при нецелевом расходовании бюджетных средств

    В подавляющем большинстве случаев вопрос о нецелевом расходовании бюджетных средств тесно связан именно с оплатой за несуществующие, не оказанные услуги либо неполученный товар. Таким образом, приоритетным вопросом в защите (равнозначно административное либо уголовное дело) будет являться представление доказательств реальности выпиленных работ. Также немаловажно подтвердить квалификацию исполнителя – доказать, что именно это предприятие предложило минимальную цену, а в штате фирмы имеются необходимые специалисты.

    Для достижения этих целей необходимо представить следующие документы:

    • Государственный контракт со всеми имеющимися дополнительными соглашениями
    • Конкурсную документацию произведённого тендера
    • Сметные расходы по контракту
    • Возможные накладные – товарные, грузовые и так далее
    • Акты выполненных работ
    • Учредительные документы компании – исполнителя
    • Штатное расписание поставщика
    • Бухгалтерский баланс исполнителя государственного контракта
    • И иные

    Дополнительно в рамках рассмотрения дела судом будет устанавливаться вопрос планирования подобных расходов. Соответственно, следует обращать внимание на утвержденную уполномоченным лицом смету затрат.

    При невозможности самостоятельного получения необходимых доказательств реальности работ, это возможно сделать при помощи правоохранителей либо суда.

    Главное: стратегия защиты всегда индивидуальна для каждого отдельного дела. Приведенные важные обстоятельства являются примерными и наиболее часто встречающиеся в практике рассмотрения подобных дел и, естественно не являются полными. По каждому делу тактику защиты следует разрабатывать с учетом конкретных фактов и обязательным учетом возможности доказывания нужных обстоятельств. И важно начать действовать с адвокатом, чтобы не наделать ошибок. Вот почему звоните и записывайтесь к нам на консультацию уже сегодня, наш адвокат выстроит полную защиту в Вашем деле.

    Нецелевое использование субсидии на иные цели - картинка 6

    Автор статьи:

    © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

    http://katsaylidi.ru/blog/netselevoe-ispolzovanie-byudzhetnyh-sredstv/

    Ответственность за нецелевое использование субъектами малого и среднего предпринимательства субсидий на их развитие

    Винокурова М.М., преподаватель кафедры предпринимательского и финансового права Байкальского государственного университета экономики и права.

    Малое предпринимательство — это способ организации экономической деятельности, отличающийся своими особенностями, преимуществами и недостатками. При помощи малого бизнеса повышается занятость населения, в хозяйственный оборот вовлекаются свободные денежные ресурсы, повышаются налоговые доходы бюджетов всех уровней. Развитие малого предпринимательства — это одна из приоритетных задач для государства, так как повышение доли числа малых предприятий в стране ведет к выравниванию макроэкономической ситуации, увеличению ВВП и повышению уровня жизни населения.

    Для реализации данной задачи государство должно оказывать малому предпринимательству соответствующую поддержку. Во всех странах с рыночной моделью хозяйствования осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. В Российской Федерации государственная поддержка субъектам малого предпринимательства начала оказываться со стартом демократических реформ. Ее формы и порядок предоставления за истекшие 20 лет существенно менялись. В настоящий момент государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее по тексту — МСП) оказывается в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон о развитии МСП).

    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (редакции Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ) // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

    В соответствии со ст. 16 Закона о развитии МСП формами государственной поддержки субъектов МСП названы финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также помощь в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, а также иные виды поддержки. Субъекты Российской Федерации вправе наряду с перечисленными формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет собственных средств.

    Рассмотрим оказание финансовой поддержки субъектам МСП, а также организациям, составляющим инфраструктуру поддержки таких субъектов, предусмотренной ст. 17 Закона о развитии МСП. Финансовая поддержка МСП осуществляется путем предоставления им:

    • субсидий;
    • бюджетных инвестиций;
    • государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП.

    Основной формой предоставления финансовой поддержки МСП является выделение субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ.

    В соответствии со ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) субсидии могут рассматриваться как форма бюджетных ассигнований, предоставляемых юридическим лицам, а также как форма бюджетных ассигнований в виде межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации в другой. В процессе реализации государственной и муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства субсидии выделяются юридическим лицам только из региональных и местных бюджетов, из федерального же бюджета субсидии могут быть предоставлены в качестве межбюджетного трансферта бюджету субъекта Российской Федерации. Исходя из этого можно сделать вывод: напрямую программы поддержки финансируются только из региональных и местных бюджетов, т.е. бюджетные ассигнования в форме субсидий юридическим лицам (субъектам МСП) не могут быть предусмотрены в федеральном бюджете.

    Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998. N 145-ФЗ // Российская газета. 12.08.1998.

    Анализируя правовую природу субсидий, следует отметить, что в ст. 69 БК РФ субсидии юридическим и физическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) могут выделяться только при производстве ими товаров работ и услуг в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть субсидии должны носить целевой и компенсационный характер. При этом в соответствии со ст. 78 БК РФ субсидии производителям товаров, работ и услуг предоставляются на основании нормативно-правового акта субъекта или муниципального образования, в котором должны быть определены категории субъектов, которым они будут предоставляться, цели и порядок использования этих средств, а также порядок возврата в случае их нецелевого расходования.

    Следует отметить, что, по мнению Минфина РФ и Минэкономразвития РФ, высказанному в письме от 29 августа 2008 г. N 02-01-04/252312064-АП/Д05 , предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения. Для субъектов МСП возможность получить субсидии, например на реализацию бизнес-планов, до того, как будут истрачены деньги на эти цели из других источников, очень важна, так как у них зачастую нет возможности изыскать средства самостоятельно, а лишь только потом ждать компенсации из бюджета. Таким образом, компенсация, предполагающая авансовые выплаты, это уже не в чистом виде компенсация. Финансовая поддержка субъектов МСП в такой форме наиболее востребована среди субъектов МСП, так как доступ к кредитным ресурсам для них нередко ограничен, а собственных средств на старт нового бизнеса им бывает недостаточно.

    Письмо Минфина РФ и Министерства экономического развития РФ от 29 августа 2008 г. N 02-01-04/252312064-АП/Д05 «О применении ст. ст. 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» // СПС «Гарант».

    С другой стороны, возможность получения субсидий до того, как были предприняты какие-либо действия, в связи с которыми такие субсидии предоставляются, может привести к злоупотреблениям со стороны получателей субсидий. В этом случае средства, выделенные государством на развитие МСП, будут потрачены зря, и ни одна из целей, которые ставятся при поддержке МСП, не будет достигнута.

    В этой связи немаловажным является тот факт, что получатель субсидии, предоставляемой юридическому или физическому лицу — производителю товаров, работ или услуг, фактически получая средства из бюджета, не является получателем бюджетных средств, в том смысле, который вкладывается в этот термин ст. 6 БК РФ. Согласно ст. 6 БК РФ получателем бюджетных средств выступают: орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК. Юридические и физические лица — товаропроизводители не относятся ни к одной из перечисленных категорий, и поэтому получателями бюджетных средств быть признаны не могут. Такого же мнения придерживается Минфин РФ в своих разъяснительных письмах по этому вопросу .

    Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 июля 2009 г. N 03-03-06/4/63, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 июля 2009 г. N 03-03-06/4/59.

    В соответствии со ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает со стороны получателя бюджетных средств принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств подтверждение исполнения денежных обязательств. Таким образом, для получателя бюджетных средств установлен четкий, строго регламентированный порядок предоставления ему бюджетных ассигнований, каждый этап которого контролируется и в случае выявления нарушений перечисление бюджетных средств может быть прекращено путем блокировки расходов бюджета, в соответствии со ст. 231 БК РФ. В частности, согласно п. 2 ст. 231 БК РФ блокировка расходов бюджета осуществляется при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств. Для получателей субсидий, не являющихся получателями бюджетных средств, такой порядок не предусмотрен, а значит, текущий контроль за использованием субсидий осуществляется не столь жестко.

    Однако это не исключает возможности последующего контроля за целевым использованием субсидий субъектами МСП. В случае выявления нарушений, в частности нецелевого использования бюджетных средств, получатель субсидий должен возвратить полученные им бюджетные средства в порядке, установленном в соглашении о получении субсидий. Но если средства уже потрачены не по целевому назначению, а иных ресурсов для возврата у субъекта МСП нет, то вернуть средства, выделенные, например, для развития инновационного производства, а потраченные на покупку партии товаров, с ее последующей перепродажей и зачислением полученной прибыли на счета компаний-однодневок (или прямой перевод полученной субсидии на счета «специальных» фирм), очень затруднительно.

    В этом смысле интересен тот факт, что применение иных мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства для получателей субсидий фактически невозможно, так как ответственность несет получатель бюджетных средств, каковым получатель субсидий не является. Для подтверждения данного тезиса обратимся к действующему законодательству.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Российская газета. 31.12.2001.
    Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Российская газета. 1996. 18, 19, 20, 25 июня.

    По нашему мнению, слишком жесткий текущий контроль за использованием предоставленных субсидий и не нужен, так как он может сковать хозяйственную деятельность субъекта МСП и свести на нет весь экономический эффект от оказанной поддержки. Однако при предоставлении субсидии авансом следует в соглашении о предоставлении субсидии, которое заключается на основании нормативно-правового акта о выделении таких субсидий из бюджета публично-правового образования, четко прописать не только цели использования субсидий, но и порядок их достижения, а также обязательно предусмотреть действенные меры ответственности за нецелевое использование субсидии, поскольку ответственность за нецелевое использование бюджетных средств для получателей субсидий неприменима (за исключением изъятия использованных не по целевому назначению средств). В частности, в том случае, если субсидия предоставляется не единой суммой, а в несколько этапов, было бы желательно следить за использованием уже выделенных средств, и при нецелевом их использовании применить меры, сходные с блокировкой расходов бюджета.

    Также, по нашему мнению, следовало бы приравнять статус получателя субсидий к статусу получателя бюджетных средств при применении мер ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, что позволило бы применять административные штрафы и уголовные наказания к получателям субсидий, а не только те меры ответственности, которые закрепляются в соглашении о предоставлении субсидий.

    Все эти меры в совокупности могут привести к более эффективному расходованию бюджетных средств, предоставляемых в качестве финансовой поддержки субъектам МСП, что в конечном счете приведет к скорейшему достижению целей, которые ставит перед собой государство, развивая малое предпринимательство.

    http://wiselawyer.ru/poleznoe/55829-otvetstvennost-necelevoe-ispolzovanie-subektami-malogo-srednego-predprinimatelstva

    Литература

    1. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 160 c.
    2. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.
    3. Хропанюк, Валентин Теория государства и права / Валентин Хропанюк. — М.: Димов, Ткачев, Дабахов, 1996. — 384 c.
    4. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.
    5. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.

    Добавить комментарий

    Мы в соцсетях

    Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях