WordPress

Компенсация транспортных расходов в командировке

Компенсация транспортных расходов в командировке - картинка 1
Полезная информация: "Компенсация транспортных расходов в командировке" с выводами профессионалов. Дежурный консультант вам пояснит все, что не понятно.

Транспортные расходы в командировке

В процессе основной работы сотрудник компании может быть направлен в служебную командировку. Таковой она будет являться, если работник направляется в другой регион (город, область, страну) на определенный срок для конкретной цели по приказу руководителя компании (ст. 166 ТК РФ). Если деятельность сотрудника в основном разъездная и рабочие обязанности выполняются в пути, такая поездка не может считаться служебной. В нашем обзоре мы рассмотрим, как положено возмещать транспортные расходы в командировке.

Правила едины

Законодательством установлено, что затраты, понесенные сотрудником компании в ходе служебной поездки, подлежат обязательному возмещению со стороны организации (работодателя) (ст. 168 ТК РФ). Также возмещение производится в полном объеме суммы средств, потраченных на покупку билетов на проезд к месту назначения и обратно. Приобретение билетов в указанный день по маршруту командировки должно подтверждаться проездными билетами (Постановление № 749, п. 12).

Приобретение билетов на проезд в процессе служебной командировки возмещается в размере расходов по факту, но не выше фиксированной стоимости проезда. Дополнительно возмещается страховой взнос на страхование пассажиров во время передвижения.

Командированному сотруднику компенсируют расходы на билеты по командировке с обязательным подтверждением факта покупки на передвижение:

  • Транспортом общего назначения (пользования), кроме такси.
  • Водным транспортом – морские суда (каюты 5 уровня), речные суда (каюты 3 класса), паромы (каюты 1 класса).
  • Воздушным транспортом – авиабилеты на перелет в салоне эконом-класса.
  • Железнодорожным транспортом – билеты в купе скорого поезда, проезд в метро.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Все расходы, связанные с передвижением во время командировки, подлежат обязательной компенсации и не облагаются НДФЛ. Если работник направляется в служебную поездку в другую страну, согласно Постановлению № 749, п. 23, ему компенсируются:

  • Оформление визы, загранпаспорта и прочих выездных документов.
  • Оплата аэродромных, автомобильных, консульских сборов.
  • Приобретение медицинской страховки.

По возвращении из служебной поездки в течение 3 рабочих дней сотрудник представляет в направляющую компанию отчет о расходах, к которому прикладываются квитанции, чеки, билеты на проезд и иные документы, подтверждающие целевое назначение выданных авансовых средств (п. 26 Постановления № 749).

Сотрудник, направленный в служебную командировку, должен правильно использовать выданные ему средства и не превышать установленного лимита. К отчету обязательно прикладываются чеки и проездные билеты, подтверждающие передвижение сотрудника на указанном виде транспорта. В случае утери билетов работнику возмещается сумма в размере минимальной стоимости пассажирского проезда.

http://zhazhda.biz/base/transportnye-rashody-v-komandirovke

Расходы на проезд в городском транспорте – командировочные траты

Разумов А. А., аудитор

Турфирма возмещает работникам, направленным в служебную поездку, стоимость билетов на проезд в городском транспорте в пункте командировки. Если это прописано в коллективном договоре или иных локальных актах (например, в положении о командировках), расходы можно учесть в целях налогообложения (письмо ФНС России от 12 июля 2011 г. № ЕД-4-3/11246).

Перечень проездных затрат нужно закрепить в актах

Обязанность работодателя возмещать командированному работнику расходы по проезду закреплена в статье 168 Трудового кодекса РФ.

При этом, как следует из пункта 12 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утверждено постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 ), проездные расходы включают в себя стоимость проезда транспортом общего пользования к станции, пристани, аэропорту (от станции, пристани, аэропорта), если они находятся за чертой населенного пункта. И, конечно, стоимость самого проезда к месту назначения.

Возмещение иных транспортных расходов работников в Положении не предусмотрено.

Однако статья 168 Трудового кодекса РФ разрешает установить в коллективном договоре порядок и размеры возмещения иных расходов, связанных со служебными командировками.

И вот исходя из данной нормы, работодатель вправе предусмотреть во внутренних документах турфирмы (например, в положении о командировках, в коллективном договоре), что она возмещает командированным специалистам еще и расходы на проезд городским транспортом (транспортом общего пользования) в месте назначения.

Налоговый учет проездных расходов

Командировочные расходы учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Принимаются они и при упрощенной системе налогообложения (подп. 13 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

Причем если коллективным договором или другим локальным актом турфирмы будет закреплено, что работнику также возмещаются расходы на проезд городским транспортом в черте города (населенного пункта) от места проживания в гостинице до месторасположения организации, такие затраты также принимаются в целях налогообложения как командировочные. Об этом – в письме ФНС России от 12 июля 2011 г. № ЕД-4-3/11246.

Правда, разъяснения налоговиков касаются налога на прибыль, однако они в полной мере относятся и к субъектам «упрощенки».

Однако и при общем, и при спецрежиме любые командировочные траты должны быть документально подтверждены (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Документальное оформление

Документ, подтверждающий расходы на проезд в городском транспорте, – билет. Это следует из пунктов 42 и 43 Правил перевозок пассажиров и багажа (утверждены постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112). Причем формы и обязательные реквизиты билетов приведены в приложении № 1 к Правилам.

Заграничные билеты (их отдельные реквизиты, необходимые для налогового признания расходов) должны быть переведены на русский язык.

Такие же разъяснения содержатся в письме Минфина России от 4 июля 2011 г. № 03-03-07/24.

Турфирма может закрепить в коллективном договоре или внутреннем локальном акте (например, в положении о командировках), что она возмещает своим работникам, направленным в служебные поездки, в частности, расходы по проезду на городском транспорте в пункте назначения. Например, от гостиницы, в которой проживает работник, до местонахождения контрагента турфирмы. В этом случае проездные расходы, подтвержденные билетом на проезд, можно учесть в целях налогообложения прибыли и при «упрощенке» (как командировочные траты).

http://www.audit-it.ru/articles/account/stuff/a60/356209.html

Служебная командировка: учет расходов на проезд

Иногда у сотрудников финансовых служб учреждений возникают сложные ситуации с принятием к учету командировочных расходов, в отношении которых законодательные документы не содержат положений, как поступать в тех или иных случаях.

В этой статье предлагаем ознакомиться с нормативными документами, которыми следует руководствоваться при принятии к учету расходов на проезд сотрудников, направляемых в служебные командировки, и с разъяснениями финансового ведомства по отдельным нестандартным ситуациям. Кроме того, рассмотрим порядок бюджетного учета расчетов с командируемым сотрудником.

Служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).

Особенности порядка направления работников в служебные командировки как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств определены Положением № 749 . Этим документом, в частности, установлено следующее:

– в командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем;

– поездка сотрудника, направляемого по распоряжению руководителя или уполномоченного им лица в обособленное подразделение командирующего учреждения (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также считается командировкой;

– местом постоянной работы является место расположения учреждения (его обособленного структурного подразделения), работа в котором обусловлена трудовым договором.

Сотруднику, направляемому в служебную командировку, выдаются:

– служебное задание, утверждаемое руководителем учреждения, которым определяется цель его командировки (п. 6 Положения № 749);

– оформляемое в единственном экземпляре и подписанное руководителем учреждения командировочное удостоверение, которым подтверждается срок пребывания сотрудника в командировке (дата приезда в пункт (пункты) назначения и дата выезда из него (из них)) (п. 7 Положения № 749).

Размеры возмещаемых расходов на проезд

В силу ст. 168 ТК РФ работодатель обязан возмещать работнику командировочные расходы. К таким расходам, в частности, относятся расходы на проезд к месту служебной командировки на территории РФ и обратно к месту постоянной работы, которые подтверждаются соответствующими проездными билетами (п. 12 Положения № 749).

Согласно п. 11 Положения № 749 размеры возмещаемых расходов, связанных с командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. При этом размеры возмещения указанных расходов работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, ограничены Постановлением Правительства РФ № 729 . В частности, расходы на проезд сотрудника казенного учреждения к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) возмещаются в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:

– железнодорожным транспортом – в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

– водным транспортом – в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;

– воздушным транспортом – в салоне экономического класса;

– автомобильным транспортом – в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).

При отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, – в размере минимальной стоимости проезда:

– железнодорожным транспортом – в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

– водным транспортом – в каюте X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте III категории речного судна всех линий сообщения;

– автомобильным транспортом – в автобусе общего типа.

Возмещение расходов в указанных размерах производится учреждениями в пределах ассигнований, выделенных им из федерального бюджета на служебные командировки, либо (в случае использования указанных ассигнований в полном объеме) за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание.

Обратите внимание

Превышение расходов на проезд, если они произведены сотрудником с разрешения или ведома руководителя, может возмещаться только за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на содержание учреждения (п. 3 Постановления Правительства РФ № 729).

Для гражданских служащих установлены иные ограничения. Так, расходы на проезд гражданских служащих к месту командирования и обратно – к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставлению в поездах постельных принадлежностей), а также на проезд из одного населенного пункта в другой (если гражданский служащий командирован в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах) воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом возмещаются по фактическим затратам, подтвержденным проездными документами, по следующим нормам (п. 21 Порядка № 813 ):

Установленные ограничения по возмещению расходов по пользованию
воздушным транспортом

Гражданские служащие, замещающие высшие должности гражданской службы категории «руководители»

По стоимости билета I класса

Не выше стоимости проезда в каюте «люкс» с комплексным обслуживанием пассажиров

По стоимости проезда в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагонам бизнес-класса, с двухместными купе категории «СВ» или в вагоне категории «С» с местами для сидения, соответствующими требованиям, предъявляемым к вагонам бизнес-класса

Гражданские служащие, замещающие высшие должности гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты»

По тарифу стоимости билета бизнес-класса

Не выше стоимости проезда в двухместной каюте с комплексным обслуживанием пассажиров

По стоимости проезда в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагонам экономического класса, с четырехместными купе категории «К» или в вагоне категории «С» с местами для сидения

Гражданские служащие, замещающие главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы

По тарифу стоимости билета экономического класса

Не выше стоимости проезда в четырехместной каюте с комплексным обслуживанием пассажиров

По стоимости проезда в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагону экономического класса, с четырехместными купе категории «К» или в вагоне категории «С» с местами для сидения

Обратите внимание

По решению руководителя (уполномоченного им лица) гражданскому служащему при наличии обоснования могут быть возмещены расходы на проезд к месту командирования и обратно – к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы – воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом сверх норм, установленных Порядком № 813 и условиями, в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание соответствующего государственного органа (п. 24 данного порядка).

Документальное подтверждение расходов на проезд

В настоящее время проездные документы чаще всего приобретаются в электронной форме, то есть в виде электронного билета. Как же документально подтвердить расходы, связанные с приобретением такого билета?

Сначала отметим, что электронный билет используется для удостоверения договора перевозки пассажира в дальнем следовании, в котором информация о перевозке пассажира представлена в электронно-цифровой форме и содержится в автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками на транспорте.

На железнодорожном транспорте с 01.01.2012 применяется форма электронного проездного документа (электронного билета), утвержденная Приказом Минтранса РФ от 31.08.2011 № 228. Согласно п. 2 данного приказа контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Контрольный купон оформляется и обязательно направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети пассажиру.

Учитывая изложенное, по мнению Минфина, документом, подтверждающим расходы на приобретение электронного железнодорожного билета, может служить контрольный купон электронного проездного документа (билета) (Письмо от 08.11.2011 № 03‑03‑06/1/719).

В гражданской авиации применяется форма электронного пассажирского билета, утвержденная Приказом Минтранса РФ от 08.11.2006 № 134. При приобретении сотрудником авиабилета, оформленного в бездокументарной форме (электронного авиабилета), документами, подтверждающими факт оплаты, по мнению Минфина, являются (Письмо от 04.07.2011 № 03‑03‑07/24):

– чек контрольно-кассовой техники;

– слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является работник;

– подтверждение кредитного учреждения, в котором открыт работнику банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного авиабилета;

– другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности.

При этом факт произведенной перевозки удостоверяет распечатка электронного документа – электронная маршрут/квитанция электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Бюджетный учет расходов на проезд

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 № 180н, расходы по оплате проезда к месту служебной командировки и обратно – к месту постоянной работы транспортом общего пользования (соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта) при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы, относятся на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.

В силу п. 83 Инструкции № 162н для учета казенными учреждениями расчетов с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг применяется счет 208 22 000.

Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами должен быть организован в разрезе подотчетных лиц, видов выплат и видов расчетов (расчеты по выданным денежным средствам, расчеты по полученным денежным документам) в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в Журнале по расчетам с подотчетными лицами (ф. 0504071) (п. 218 Инструкции № 157н ). Отметим, что данные формы утверждены Приказом № 173н . Причем если аналитический учет ведется в карточке учета средств и расчетов, то при оформлении журнала операций расчетов с подотчетными лицами графы 6 и 7 «Остаток на начало периода» и графы 11 и 12 «Остаток на конец периода» могут не заполняться.

Бухгалтерия производит списание подотчетных денежных сумм на основании данных утвержденного авансового отчета. При этом дата утверждения авансового отчета руководителем учреждения является датой признания расходов в бюджетном учете. Основные проводки, связанные с учетом расчетов с сотрудником, направленным в служебную командировку, по выданным за счет бюджетных средств в подотчет суммам на приобретение проездных билетов приведем в таблице.

http://www.klerk.ru/buh/articles/282216/

Транспортные расходы в командировке

В целях исчисления налога на прибыль (в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ) могут быть учтены любые расходы по проезду при нахождении в командировке, необходимые для выполнения поставленной задачи, в том числе по проезду на такси

Суть проблемы

Более того, с правильностью такого подхода согласился и Минфин России (Письмо от 13.04.2007 № 03-03-06/4/48).

Судебные решения

Налоговый орган отказал в принятии в составе расходов для целей налогообложения затрат на проезд на такси в командировке, считая их не связанными с производственной деятельностью организации.

Налогоплательщик исходил из того, что в соответствии с подпунктами 12 и 49 пункта 1 статьи 264 и пункта 1 статьи 252 НК РФ такие расходы могут быть учтены в целях налогообложения.

Судебные инстанции поддержали налогоплательщика, указав, что согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности: на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; наем жилого помещения; суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ. Согласно статье 252 НК РФ расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, расходы, связанные с командировками, учитываются в целях обложения налогом на прибыль при наличии подтверждения о производственном характере поездки (командировки).

Постановление ФАС СЗО от 02.02.2005 № А56-17467/04,

Постановление ФАС ПО от 04.04.2005 № А29-1590/2004а,

Постановление ФАС СЗО от 27.04.2007 № А05-11584/2006-31

Арбитражная практика. Расходы на такси и др. транспортные расходы в командировке могут уменьшить налогооблагаемую прибыль

В целях исчисления налога на прибыль (в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ) могут быть учтены любые расходы по проезду при нахождении в командировке, необходимые для выполнения поставленной задачи, в том числе по проезду на такси

Суть проблемы

Более того, с правильностью такого подхода согласился и Минфин России (Письмо от 13.04.2007 № 03-03-06/4/48).

Судебные решения

Налоговый орган отказал в принятии в составе расходов для целей налогообложения затрат на проезд на такси в командировке, считая их не связанными с производственной деятельностью организации.

Налогоплательщик исходил из того, что в соответствии с подпунктами 12 и 49 пункта 1 статьи 264 и пункта 1 статьи 252 НК РФ такие расходы могут быть учтены в целях налогообложения.

Судебные инстанции поддержали налогоплательщика, указав, что согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности: на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; наем жилого помещения; суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ. Согласно статье 252 НК РФ расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, расходы, связанные с командировками, учитываются в целях обложения налогом на прибыль при наличии подтверждения о производственном характере поездки (командировки).

Постановление ФАС СЗО от 02.02.2005 № А56-17467/04,

Постановление ФАС ПО от 04.04.2005 № А29-1590/2004а,

Постановление ФАС СЗО от 27.04.2007 № А05-11584/2006-31

Арбитражная практика. Расходы по проезду на транспорте в командировке не являются доходом работника

Суммы возмещения расходов по проезду на транспорте в командировке не могут признаваться доходом работника, воспользовавшегося указанными транспортными услугами, вследствие чего не приводят к возникновению налоговой базы по ЕСН и НДФЛ.

Суть проблемы

В соответствии со статьями 209 и 236 НК РФ налоговой базой по НДФЛ и ЕСН соответственно являются суммы, получаемые работниками (физическими лицами) от работодателей (иных источников). Перечень необлагаемых выплат применительно к НДФЛ предусмотрен статьей 217 НК РФ, к ЕСН — статьей 238 НК РФ. Указанными статьями предусмотрено освобождение от налогообложения выплат, осуществленных работодателями в пользу работников в связи с нахождением последних в командировке. Непосредственно указанными положениями НК РФ освобождение от налогообложения выплат на проезд работников в командировке (внутрикомандировочные разъезды) не предусмотрено, что позволяет налоговым органам настаивать на возникновении налоговой базы по НДФЛ и ЕСН.

Однако такой подход является неверным, поскольку при нахождении в командировке в соответствии со статьей 168 ТК РФ работнику должны быть возмещены все расходы, возникшие у него, если таковые осуществлены с ведома или разрешения работодателя. Поскольку статьи 164 и 168 ТК РФ определяют объем компенсационных выплат в связи с нахождением в служебной командировке, то их получение не может признаваться доходом работника; следовательно, данные расходы осуществляются в интересах работодателя, что в соответствии со статьей 41 НК РФ исключает получение экономических выгод работником. Таким образом, при осуществлении расходов при нахождении в служебной командировке получение дохода работником исключается, что исключает возможность возникновения налоговой базы по НДФЛ и ЕСН.

Судебные решения

Работодателем возмещались работникам суммы осуществленных ими расходов по проезду на общественном транспорте. С указанных сумм не исчислялись и не уплачивались НДФЛ и ЕСН, поскольку данные суммы рассматривались как расходы организации, осуществленные в связи с разъездами при решении служебных задач.

Налоговый орган посчитал действия налогоплательщика (налогового агента) необоснованными, поскольку в списке необлагаемых выплат (ст. 217 и 238 НК РФ) возмещение данных расходов не предусмотрено. Более того, некоторые расходы не были документально подтверждены разовыми проездными билетами.

Суд не согласился с аргументами налогового органа, отметив следующее.

В соответствии со статьями 209 и 210 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

В пункте 3 статьи 217 НК РФ перечислены выплаты, не подлежащие обложению НДФЛ, в том числе все виды установленных в соответствии с законодательством РФ выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ установлено, что не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством РФ выплат, связанных, в том числе, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

НК РФ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

Согласно статье 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Статьей 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Следовательно, в силу положений ТК РФ работодатель обязан обеспечить работника, чья работа носит разъездной характер, соответствующим транспортом или предоставить ему возможность пользоваться общественным транспортом, компенсировав оплату проезда работника за счет средств работодателя.

Таким образом, данные компенсационные выплаты не подлежат обложению НДФЛ и ЕСН.

Суд также не поддержал довод инспекции о том, что налогоплательщиком не представлены разовые проездные документы, поскольку налоговый орган не указал, в силу какого нормативно-правового акта представление разовых проездных документов является в данном случае обязательным. Кроме того, суды указали, что в ряде случаев представление разовых проездных документов невозможно по техническим причинам (жетоны метро, магнитные карты, бесконтактные смарт-карты).

Постановление ФАС СЗО от 07.02.2007 № А56-11567/2006,

Постановление ФАС СЗО от 23.04.2007 № А05-12323/2006-13,

Постановление ФАС УО от 04.05.2007 № Ф09-3119/07-С2

http://buh.ru/articles/documents/14058/

Правила оплаты проезда в командировке – компенсация расходов на такси, общественный транспорт, автомобиль

Направление работника на выполнение им своих трудовых функций не по месту постоянной работы непосредственно связано с финансовыми затратами.

Все вопросы, касающиеся организации командировок, их продолжительности и оплаты регулируются Трудовым кодексом России, а также Положением №749, утвержденным Постановлением Правительства от 13 октября 2008 года.

Одной из основных статей затрат, связанных со служебными поездками, является оплата проездных документов до места командировки, а также перемещение на каких-либо видах транспорта на протяжении всего времени выполнения поставленного соответствующим приказом задания.

Оплачивается ли дорога туда и обратно?

Статья 167 Трудового кодекса закрепляет ряд гарантий, предоставляемых работникам, направленным на выполнение трудовых обязанностей вне постоянного места работы.

Среди таких гарантий:

  • Сохранение средней заработной платы за командированным сотрудником;
  • Сохранение должности (рабочего места);
  • Возмещение всех трат, произведенных в связи с направлением в служебную поездку.

Также закреплено обязательство предприятия (организации) компенсировать гражданам, направленным в командировку, оплату проездных документов (статья 168 ТК Российской Федерации).

Конкретизация необходимых к возмещению трат на проезд, связанных со служебной поездкой, содержится в пунктах 10 и 12 Положения №749.

В соответствии с представленным нормативно-правовым актом в транспортные затраты первостепенно включается стоимость проездных документов к месту выполнения задания (в соответствии с приказом) и назад к постоянному месту работы.

Все расходы, связанные с оплатой транспортных услуг, предварительно включаются в сумму авансового командировочного платежа и подтверждаются предоставленными сотрудником по окончании служебной поездки проездными документами.

Важно! Если проезд к месту выполнения трудовой функции направленным сотрудником осуществляется на поезде, затраты на постельное белье также относятся к транспортным.

Также сюда включается страхование пассажиров и сервисные сборы.

Оплата в месте назначения

Расходы, которые несет предприятие (организация) при направлении работника в служебную поездку, включают в себя:

Затраты на проезд в месте командировки могут быть отнесены к двум из выше приведенных статьям расходов – суточным или проездным. Регулируется представленный вопрос пунктом 12 Положения, утвержденного Постановлением Правительства России №749.

Представленный выше нормативно-правовой акт обязует работодателя возмещать сотруднику плату за проезд в месте командировки. Однако следует учитывать, что вид используемого транспорта должен быть аргументированно обоснован (особенно при наличии его альтернативных вариантов).

Если работник имеет возможность ежедневно добираться к месту выполнения своего задания на троллейбусе, но при этом использует такси, плата за которое значительно превышает стоимость троллейбусного билета, он должен аргументировать необходимость использования такого вида транспорта (например, нерегулярный маршрут троллейбуса или длительное время в пути).

Когда бухгалтерия не соглашается с предоставленным обоснованием, работнику не возмещается потраченная сумма.

Компенсация за общественный транспорт

Оплата проездных билетов общественного транспорта относится к транспортным в тех случаях, когда представленный вид передвижения использовался командированным сотрудником, чтобы добраться до станции железнодорожного вокзала, аэропорта, морского порта и т.п., если они располагаются за чертой города, а также в случаях, когда Компенсация транспортных расходов в командировке - картинка 5выполнить трудовую функцию по приказу необходимо на нескольких объектах, не расположенных в пешей доступности.

При этом лицо, направленное в служебную поездку, обязывается предъявить документ, подтверждающий пользование маршрутками, автобусами, троллейбусами, метро и т.д. (чеки, единоразовые или единые билеты).

Если работник в месте командировки добирается общественным транспортом до предприятия (организации), на котором он должен осуществить указанные начальством работы, такие расходы входят в суточные.

Указанное выше разделение диктуется нормами налогового законодательства в части обязательного обоснования бухгалтерией предприятия (организации) командировочных расходов и, при неверном их разделении, растраты могут быть отнесены к необоснованным, что влечет за собой наложение санкций.

Расходы на личный авто

Направляя работника в служебную поездку руководство предприятия (организации) вправе определять более выгодный способ проезда к месту командировки.

При добровольном согласии сотрудника может использоваться его личный транспорт.

При использовании личного автомобиля работника, ему возмещается не только стоимость израсходованного топлива в соответствии с заправочными чеками, но и эксплуатационная амортизация.

Федеративная налоговая служба устанавливает сумму, которая подлежит компенсации за использованный собственный транспорт лица, направленного в служебную поездку:

  • Объем двигателя до 2 литров – 1 тысяча 200 рублей;
  • Объем двигателя, превышающий 2 литра – 1 тысяча 500 рублей.

Указанные выше цифры имеют рекомендационный характер и могут быть изменены по согласованию руководства предприятия (организации) и работника.

Важным моментом использования транспортного средства командированного сотрудника является необходимость оформления путевого листа, в котором водитель обязан фиксировать свое передвижения и соответствующий километраж.

Подробнее об оплате расходов на личный автомобиль читайте здесь.

Как оплачивать служебный автомобиль?

Компенсация транспортных расходов в командировке - картинка 6Использование служебного автомобиля как средство передвижения к месту командировки также разрешено законодателем.

При этом сотруднику, направленному в служебную поездку, должны быть компенсированы все затраты на топливо, подтвержденные чеками с заправочных станций.

Важно, что при поездке в командировку на служебной машине работнику не выплачиваются амортизационные выплаты.

Если работник ездит на такси

Выбор работником способа передвижения в месте командировке, в соответствии с нормами налогового законодательства, должен осуществляться на основании его целесообразности и выгоды для направляющего предприятия (организации).

Закон не закрепляет императива, запрещающего использование в командировке такси, однако соответствующие транспортные расходы должны быть не только документально подтверждены работником для получения компенсации, но и аргументированы.

Сотруднику может быть отказано в компенсации в том случае, если в месте командировке ему были доступны более дешевые способы передвижения, позволяющие добраться в пункт назначения за такое же (или приблизительно такое же) количество времени.

Аренда транспорта

Аренда автомобиля, как правило, часто используется в заграничных командировках. Пункт 12 Положения № 749 оставляет открытым перечень транспортных затрат по командировке, в связи с чем работник имеет право на заключение договора аренды машины.

Предприятие (организация) компенсирует расходы, связанные с арендой, а также за оплату ГСМ.

При этом работник в трехдневный срок после возвращения должен предоставить отчет об авансовом платеже с приложенным договором аренды (иным документом, подтверждающим временное пользование авто) и чеками об оплате ГСМ.

Выводы

Законодатель возлагает на работодателя обязательство компенсировать командированным работникам транспортные расходы.

Перечень затрат, которые относятся к проездным, не указан работодателем, что позволяет сотрудникам использовать все доступные средства передвижения при условии наличия подтверждающего такое использование документа.

Предоставить проездные билеты, чеки об оплате ГСМ, аренды машины и т.п. работник должен не позднее трех рабочих дней с момента возвращения на постоянное место работы.

http://azbukaprav.com/trudovoe-pravo/komandirovka/vazhnoe-kom/oplata-proezda.html

Литература

  1. ред. Шубин, В.В. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР (1961-1983 гг.); М.: Юридическая литература, 2012. — 432 c.
  2. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.
  3. Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.
  4. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
  5. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях