WordPress

Компенсация ограничений прав и свобод

Компенсация ограничений прав и свобод - картинка 1
Полезная информация: "Компенсация ограничений прав и свобод" с выводами профессионалов. Дежурный консультант вам пояснит все, что не понятно.

Законны ли ограничения при режиме повышенной готовности?

Режим повышенной готовности нарушает права на свободу передвижения, на свободное использование своих способностей и право на труд. Законно ли это?

Из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19 в регионах введен режим повышенной готовности. Распоряжениями региональных властей россиянам предписано соблюдать режим самоизоляции и не покидать места проживания, за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью или в связи с прямой угрозой жизни и здоровью, посещения продуктового магазина или аптеки, выгула домашних животных на расстоянии 100 метров или выноса мусора.

Насколько правомерны требования о соблюдении так называемого режима самоизоляции, запреты покидать места проживания в период новой коронавирусной инфекции и привлечение к административной ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения? Попытаемся разобраться, почему распоряжения региональных властей о соблюдении гражданами режима самоизоляции не согласуются с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Режим самоизоляции нарушает свободу передвижения и право граждан на труд

Начать следует с того, что в российском законодательстве отсутствует понятие «режим самоизоляции», а при введении режима повышенной готовности власти могут принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Такие меры должны быть направлены на создание условий, которые предупредят, ликвидируют чрезвычайную ситуацию и минимизируют ее негативное воздействие. Однако эти меры не могут ограничивать права и свободы человека и гражданина, в частности, право на свободу передвижения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Требование не покидать места проживания ограничивает свободу передвижения и противоречит Конституции и Закону РФ от 25.06.1993 N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Кроме того, возложение такой обязанности на граждан нарушает закрепленное в Основном законе право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и право на труд.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, если они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе здоровья, прав и законных интересов других лиц. То есть ограничения прав и свобод человека и гражданина возможны лишь на федеральном уровне, региональные власти такими полномочиями не наделены. Положения правовых актов, содержащие нормативные предписания и принятые с превышением своих полномочий, признаются недействительными с момента их принятия.

Регионы не вправе самостоятельно ограничивать права и свободы, установленные Конституцией, в том числе право на свободу передвижения, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на труд. С учетом изложенного ограничение права и свободы человека и гражданина подзаконными актами, каковыми являются распоряжения (указы) глав субъектов Федерации, недопустимо. Какими бы благими намерениями они не руководствовались.

О полномочиях региональных властей при введении режима повышенной готовности читайте Режим повышенной готовности – законны ли ограничения?

Вам требуется юридическая консультация? Изложите вопрос через форму Задай вопрос юристу .

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, делитесь публикацией в соцсетях, оставляйте комментарии и будьте в курсе изменений в законодательстве!

http://zen.yandex.ru/media/kirpikovru/zakonny-li-ogranicheniia-pri-rejime-povyshennoi-gotovnosti-5e953876eb6a252f2c11c2e0

Коронавирус забрал у россиян гражданские свободы, вернуть их будет гораздо сложнее

Как под благими намерениями борьбы с коронавирусом, власти готовят россиянам тоталитарный ад

Компенсация ограничений прав и свобод - картинка 2

Компенсация ограничений прав и свобод - картинка 3

Компенсация ограничений прав и свобод - картинка 4

Почти по всей стране начал действовать режим жесткого карантина из-за коронавируса. Правда, в юриспруденции такого понятия нет. У россиян забрали свободу передвижения, свободу слова, неприкосновенность частной жизни, свободу собраний, свободное использование своих способностей и имущества.

Все это объясняется благими намерениями — борьбой с эпидемией коронавируса, что не делает их менее странными. Права и свободы могут быть ограничены федеральным и федеральным конституционным законом, в случае с пандемией это № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ЧС)» и № 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении». Однако ни режима ЧС, ни тем более режима ЧП объявлено не было.

Впрочем, попранием конституционных свобод в России уже никого не удивишь. К чему церемонии, если даже поправки в основной закон можно вносить с наскока, не заботясь о соблюдении приличий.

Давайте по порядку. В России действительно опасная эпидемиологическая ситуация с COVID-19, которая требует решительных мер. Эти меры действительно вводятся и применяются, как в столице, где обстановка самая острая, так и в регионах, система здравоохранения которых после оптимизации уже не способна справиться наплывом больных. Однако вводимые на региональном уровне жесткие меры вне юрисдикции местных властей.

Когда губернатор Новгородской области Андрей Никитин своим указом вводит «обязательный» режим самоизоляции с самыми благими намерениями, он ограничивает конституционное право жителей региона на свободу перемещения. А когда в обязательном порядке закрываются, например, кафе и рестораны, то нарушается конституционное право на свободное использование своих способностей и имущества.

Точно также мэр Москвы Сергей Собянин, вводя систему тотальной слежки за нарушителями карантина с помощью камер, и регулируя выход из самоизоляции по справкам и QR-кодам, ограничивает конституционные права на неприкосновенность частной жизни и свободу перемещения.

Подобные ограничения могут вводиться только по указу президента о чрезвычайном положении, который незамедлительно передается на утверждение Совету Федерации. Без введения режима чрезвычайного положения конституционные свободы ограничивать нельзя, потому что каждый гражданин имеет на них право. Однако чрезвычайное положение еще не введено, а конституционные свободы уже забрали. Режим ЧС

Введение чрезвычайного положение также хорошо тем, что у него существует определенный срок действия, в отличие от указов региональных властей, будь то указ мэра Москвы Сергея Собянина или указ губернатора Новгородской области. Срок действия чрезвычайного положения на всей территории РФ ограничивается 30 днями с возможностью продления, а в отдельных местностях 60 днями.

Если соответствующие указы можно так просто ввести, то зачем от них отказываться после того, как эпидемиологическая ситуация стабилизируется. По крайней мере, отказываться от некоторой их части. Отработка «Социального мониторинга» в условиях реальной ситуации, например, поможет пользоваться им в будущем ради совсем других целей.

Впрочем, доктор юридических наук Максим Исаев считает, что хотя с принятием ограничительных мер и поспешили, после введения режима ЧП все встанет на свои места.

«СП»: — Введение ограничительных мер законно?

— Все абсолютно законно. Там единственная проблема в объявлении режима чрезвычайного положения. Объявления режима ЧП еще не было, поэтому можно говорить, что с введением ограничительных мер, наверное, поторопились. Но если объявят, то будет введен комендантский час со всеми вытекающими последствиями, государство имеет на это право.

«СП»: — Разве введение режима справок и QR-кодов для перемещения по городу это не ограничение гражданских свобод?

— Просто «Большой брат» хочет знать о вас все. Это как посмотреть. Если хотите, смотря какой у вас будет адвокат в суде, кто что докажет. Правительство хочет знать, а может вы бомбу с собой носите. Тут не подкопаешься ни коем образом.

«СП»: — Разве это не покушение на гражданские свободы?

— Абсолютная свобода это нонсенс в условиях общества, которое строит государство. Вы же не можете свою свободу устраивать за счет других, поэтому злой полицейский и нужен, чтобы все регулировать, увы.

Борьба с коронавирусом последние новости:

http://svpressa.ru/society/article/261375/

justice pro…

юридическая помощь

Обращение к Президенту России в связи с ограничением прав граждан Российской Федерации со стороны мэра Москвы. Законность ограничения свободы передвижения в режиме самоизоляции, вызванной эпидемией короновируса в РФ

Компенсация ограничений прав и свобод - картинка 5

В рамках проекта Президенту России Путину Владимиру Владимировичу было направлено обращение.

Обращение было вызвано действиями мэра Москвы Сергея Собянина, который, по мнению настоящего проекта, своими указами и законом города Москвы о внесении изменений в административный кодекс города Москвы грубо нарушил права и законные интересы граждан Российской Федерации.

В то же время приезжих из стран средней Азии и иногородних граждан РФ, задействованных на Московских стройках и в системе ЖКХ, ограничения не коснулись. Довожу до Вашего сведения, что подавляющее большинство иностранных и иногородних граждан, которым разрешено свободное передвижение по Москве в силу профессии и работы, проживают в общежитиях без социальной дистанции, зачастую в антисанитарных условиях с высокой плотностью пребывания в помещениях с общими санузлами и душевыми кабинами.
В связи с вышеизложенным требую дать объективную правовую оценку действиям Мэра Москвы Собянина. В случае нарушения прав и свобод граждан России, закрепленных в Конституции РФ, в рамках компетенции Президента РФ устранить нарушения и наказать виновных лиц.

http://just-ice.info/2020/04/03/narusheniya-prav-v-karantine/

2.3 Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина

Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми:

а) для уважения прав и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

В Международном пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий — пропаганды войны, всяких выступлений и пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (ст. 4).

Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц».

В ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлены основания ограничений прав и свобод: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.

Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих запретов (например, ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение национального и расового равноправия; ст. 280 — за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или к насильственному изменению конституционного строя; ст. 282 — за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства; ст. 354 — за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. Запрет на пропаганду религиозной вражды или религиозного превосходства основывается на ст. 14 Конституции РФ, согласно которой никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Необходимое ограничение свободы слова с целью защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан введено ч.1 ст.152 ГК РФ, согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст. 152).

Статья 62 Закона о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. предусматривает, что моральный (имущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средствами массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средствами массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определенном судом. Таким образом, существуют основания, предусмотренные законом, для ограничения прав и свобод с целью устранения угрозы важнейшим ценностям — государственной общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, интересам других. Следует отметить, что кроме этих универсальных оснований права и свободы могут быть ограничены Законом в условиях чрезвычайного или военного положения. Так, ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

http://lawbook.online/knigi-prava-cheloveka/osnovaniya-ogranicheniya-prav-svobod-cheloveka-16739.html

Гарантии и ограничения конституционных прав и свобод.

Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к правам и свободам это обязанность государства.

Гарантии — правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина.

Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению сформулированных в ней прав и свобод.

К общим гарантиям прав и свобод человека и гражданина относят следующие положения:

В нескольких статьях Конституции РФ закреплены общепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического правосудия. Эти гарантии лежат в основе уголовно-процессуального законодательства и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия это гарантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно лишать свободы тех, кто нарушает уголовно-правовое законодательство, но оно обязано делать это с соблюдением демократической процедуры, установленной законом.

http://bstudy.net/616632/sotsiologiya/garantii_ogranicheniya_konstitutsionnyh_prav_svobod

О пределах ограничения трудовых прав и свобод

«Трудовое право», 2008, N 7

Действующая Конституция РФ (ст. 55) впервые закрепила нормы о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В тексте Конституции нашли отражение общепризнанные международные принципы и нормы. Так, во Всеобщей декларации прав человека (ст. 29) закреплено, что при осуществлении своих прав человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В иных международно-правовых актах (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. ст. 4, 8), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. ст. 12, 18, 19, 21), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. ст. 8 — 11)) содержатся положения, совпадающие по сути и общей направленности с положениями Всеобщей декларации прав человека.

В ТК РФ (ст. ст. 2, 3) эти положения также нашли свое отражение через принципы равенства, дифференциации и запрета дискриминации в трудовых отношениях. Перечисленные нормы закрепляют общие начала определения пределов ограничения прав граждан. Применение их на практике вызывает немало вопросов. В этой связи особую роль приобретают соответствующие правовые позиции Конституционного Суда РФ (КС РФ).

На сегодняшний день сложилась уже довольно обширная практика Конституционного Суда РФ, рассматривающего в том числе и заявления о признании неконституционными статей ТК РФ, отдельных законов, ограничивающих трудовые права и их гарантии. Анализ и обобщение постановлений и определений Конституционного Суда РФ позволяют выявить следующие правовые позиции в отношении пределов ограничения трудовых прав и свобод:

Отметим, что аналогичное положение содержится в Конституции ФРГ (1949 г.): «Существо содержания основного права ни в коем случае не может быть ограничено».

Российская газета. 2005. 23 марта.

Очевидно, что Конституционный Суд РФ предпочел логике защиты интересов наемного работника — руководителя организации логику защиты интересов собственников, учредителей организации. В этом случае было, по сути, «перечеркнуто» назначение, «существо» права на труд рассматриваемой категории работников, отказано в защите права на обоснованное увольнение.

Далее Конституционный Суд РФ отмечает, что, поскольку срочный трудовой договор заключается по соглашению сторон, то есть на основе добровольного согласия работника и работодателя, в случае когда согласие на заключение договора было дано работником вынужденно, он вправе оспорить правомерность заключения с ним срочного трудового договора в суд общей юрисдикции. Если судом на основе исследования и оценки всех фактических обстоятельств дела будет установлено, что согласие работника на заключение такого договора не является добровольным, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок .

Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 6.

СЗ РФ. 1992. N 13. Статья 669.

Например, вряд ли можно считать обоснованным изменение позиции законодателя по вопросу об основаниях заключения срочного трудового договора. В первоначальной редакции ТК РФ (ст. ст. 58 и 59) срочный трудовой договор мог заключаться только в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок, с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Такое решение соответствует рекомендации МОТ об обоснованности заключения срочного трудового договора. Как уже отмечалось, в новой редакции ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) из этого принципиального положения сделаны весьма сомнительные исключения в отношении поступающих на работу пенсионеров по возрасту и лиц, обучающихся по очной форме обучения, с которыми по соглашению сторон заключаются срочные трудовые договоры. Эти положения снижают уже достигнутый уровень гарантий трудовых прав.

Особый случай ограничения (лишения) трудовых прав связан с пробелами и противоречивыми положениями трудового законодательства.

В Определении КС РФ от 4 декабря 1995 г. N 116-О отмечалось, что неясность формулировок, понятий, а также пробельность закона могут являться основанием проверки его конституционности по жалобе гражданина лишь при условии, что это приводит в процессе правоприменения к такому толкованию, которое нарушает или может нарушить конкретные конституционные права. На наш взгляд, «узкое», ограниченное определение охраны труда (ст. 209 ТК РФ) и права на безопасные условия труда может вести к фактическому ограничению трудовых прав. Рассмотрим по порядку.

Право работника на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности. Согласно Конституции РФ (ст. 21) ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Это положение сопрягается с таким ключевым для концепции естественных прав понятием, как достоинство человека.

В ТК РФ впервые легально было закреплено право работника на защиту своего достоинства (ст. 2). При этом воспринята юридическая конструкция права на защиту достоинства в период трудовой деятельности как охранительного права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) провозглашалось также и право на защиту чести и репутации: никто не может подвергаться незаконным посягательствам на его честь и репутацию. Таким образом, правовой защите подлежат в качестве нематериальных благ достоинство, трудовая честь и деловая (профессиональная) репутация.

Профессиональная (деловая репутация), трудовая честь как объекты защиты в своей основе имеют не принцип признания равного права, а принцип индивидуализации права на трудовую честь и репутацию, признания его как индивида, отличающегося от других лиц. В трудовом праве право на трудовую честь, деловую репутацию не ограничивается охранительной компонентой как право требовать от всех окружающих не принижать трудовую честь и достоинство работника. В случаях, предусмотренных локальными нормативными актами, социально-партнерскими договорами, трудовыми договорами, работник вправе претендовать на поощрение (материальное, моральное, продвижение по службе).

На наш взгляд, названный зарубежный опыт достоин заимствования российским законодателем. Он адекватно соответствует принципам российского трудового права.

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/44725-predelax-ogranicheniya-trudovyx-prav-svobod

Пределы и ограничения прав и свобод

Ограничения прав и свобод — законодательно санкционированное (со стороны государства) сужение рамок, границ прав и свобод человека и гражданина и ограничение условий и возможностей последних притязать на определенные блага. [5, с.7]

В Конституции Республики Беларусь целями ограничений прав человека являются:

  • — национальная безопасность;
  • — поддержание общественного порядка;
  • — защита нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. [1, ст.23]

Таким образом, главной целью ограничений является охрана основных ценностей в обществе, к которым относятся жизнь, свобода, достоинство и другое. Ограничением, скажем, правовыми средствами свободы одного лица (по приговору суда), защищаются такие первичные ценности человека (и общества в целом), которые являются приоритетными в данной ситуации.

Ограничение основных прав выступает фундаментальной категорией конституционного статуса личности. В частности, тесная взаимосвязь с принципами конституционного статуса личности (например, сочетания свободы и ответственности, прав и обязанностей) предполагает то, что ограничение основных прав пронизывает и интегрирует иные элементы конституционного статуса личности. Без ограничений основные права не могут быть реализованы на практике и останутся лишь красивой декларацией. Фактически ограничения служат базой для познания отдельных основных прав. Прежде всего, это касается основных личных и политических прав, которые выполняют функцию защиты свободы от посягательств со стороны государства. Категория «ограничение» выражается также в правосубъектности, гражданстве, гарантиях, которые являются условиями реализации прав, обязанностей и предопределяют тот или иной их объем.

Должиков А. В. под ограничением основных прав понимает обусловленную природными социальными и духовными причинами систему конституционно-правовых средств, определяющих носителя, сферу нормативного содержания и порядок реализации основных прав человека и гражданина, но допустимую лишь в случае соответствия формальным и материальным критериям. [6, с.41]

Наиболее полно дает понятие ограничение права (свободы) человека (гражданина) А. А. Подмарев — это установленные законодательством пределы (границы) реализации (осуществления) человеком (гражданином) прав (свобод), выражающиеся в запретах, вторжениях, обязанностях, ответственности, существование которых детерминировано (предопре- делено) необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства[7, с.28].

Существует классификация ограничений прав человека и гражданина.

Во-первых, исходя из юридической силы нормативно-правовых актов, ограничения основных прав закрепляются непосредственно Конституцией и законом. Во-вторых, по кругу затрагиваемых основных прав ограничения делятся на общие и частные. В-третьих, в зависимости от круга носителей основных прав, в отношении которых возможны ограничения, выделяют всеобщие и специальные ограничения. В-четвертых, по времени действия ограничения можно дифференцировать на постоянные и временные.

В-пятых, ограничения основных прав можно делить исходя из территории действия на международные и внутригосударственные[6, с.43].

В качестве вида правовых ограничений выступают пределы или относительные запреты. В случае их использования речь идет о границах признаваемой свободы или предоставленных полномочий. Устанавливая запрет на совершение определенных действий, законодатель тем самым возлагает на субъекта обязанность воздерживаться от них. Запреты — это правовые ограничения, которые состоят в обязанности воздержаться от противоправных действий. В сущности, запрет — это обязанность, за которой стоит на страже государственное принуждение. Запрет, препятствуя удовлетворению интересов индивида, идущих вразрез с интересами общества и других лиц, направлен, таким образом, на реализацию интересов противоположной стороны. Именно с этой точки зрения запрет можно отнести к видам правовых ограничений.

В качестве правового ограничения может выступать наказание. Законодательство предусматривает целый ряд мер государственного принуждения, которые заключаются в определенных ограничениях. Признание лица виновным, опороченным и осужденным за совершенное преступление, обосновывает как с правовых, так и с нравственных позиций применение специальных мер, воздействующих, прежде всего, на сознание преступника и заключающихся в определенных правоограничениях — наказании. конституционный статус государственный политический

Законное ограничение прав личности должно соответствовать следующим требованиям: строгая законодательная регламентация; ограниченность круга лиц, которые могут его применять и в отношении которых могут применяться данные правоограничения; временный характер; исключительность; альтернативность. Законность и обоснованность ограничения прав личности означают обязанность соблюдения субъектами, уполномоченными применять правоограничения к личности, порядка ограничения прав и применения ограничительных мер только при наличии достаточных оснований, указанных в законе. Альтернативность предполагает необходимость применения той меры ограничения, которая в наименьшей степени оказывает негативное влияние на правовое положение личности и будет иметь для них минимальные негативные последствия. Временный характер означает необходимость установления срока при применении любого процессуального средства ограничения права на неприкосновенность личности и его частной жизни.

В теории уголовного процесса выделяют следующие формы незаконного ограничения права подозреваемых, обвиняемых: бездействие, злоупотребление правом либо чрезмерное превышение лицом своих процессуальных прав. Так, бездействие представляет собой воздержание (противоправное или правомерное) лица от совершения действия. В числе мер процессуального принуждения ограничение права на свободу (основополагающего право человека) — средство, наиболее часто применяемое в отношении подозреваемого, обвиняемого в качестве правоограничительного [8, с. 39].

Правоограничение должно признаваться незаконным в случаях: прямого нарушения уполномоченным властным субъектом установленного порядка ограничения прав личности; привлечения лица к уголовной ответственности без достаточных к тому оснований, даже если порядок применения процессуальных средств ограничения прав соответствовал установленной законом процедуре; необоснованности применения правоограничительных средств.

Вопрос о пределах ограничения прав человека и гражданина стоит в настоящее время исключительно остро. И дело даже не в том, что в правовой теории эта проблема пока еще не стала предметом целенаправленного специального изучения, хотя отдельные мнения на этот счет уже высказывались. Речь идет о том, что в законодательной и правопри- менительной практике вопрос о предельности ограничений часто решается без опоры на прочный теоретический фундамент.

В международно-правовых документах, в конституциях государств практически невозможно встретить четких и ясных упоминаний о возможных пределах ограничений. В Международном пакте о гражданских и политических правах указывается, например, что в случае чрезвычайного положения возможны отступления от некоторых положений статей, однако, какова крайняя степень, предельная граница этих отступлений, не говорится. Другим примером может служить ст. 4 Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), в которой говорится, что в правовых системах, в которых признается понятие возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних, нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости. [9, ст.4] Как можно видеть, использование оценочных понятий в таких случаях, заменяющих точность и ясность в определении предельности ограничения прав и свобод, вряд ли способствует достижению поставленных субъектами нормотворчества целей.

Проблема пределов ограничения прав личности особенно остро стоит в уголовном процессе, так как именно эта отрасль резко вторгается «в сферу конституционных прав и свобод личности… ибо уголовное преследование, осуществляемое в рамках установленной законом процедуры, обнажает человека перед обществом, лишает его общечеловеческих благ» [10, с. 17]. К наиболее строгим мерам государственного принуждения относятся уголовно-правовые санкции, налагающие значительные ограничения на поведение и правовой статус лиц, виновных в их совершении, а также лиц подозреваемых и обвиняемых.

Сфера действия, сущность, пределы правовых ограничений различны и зависят от многих факторов: от отрасли использования, от субъекта ограничения, от характера и степени ограничения и т.д. Пределы ограничения прав устанавливаются в соответствии с критериями, выработанными общественным, научным мнением, а также законодателем. В юридической литературе выделяют множество различных критериев, определяющих пределы ограничения прав человека, к их числу относятся: разумность [11, с. 282-283], умеренность, «общественное благополучие» [12, с. 101], соразмерность [13, с. 84].

Если рассматривать пределы ограничения прав с точки зрения их принудительного характера, то они могут выражаться в следующем: ограничение конституционных и других прав и свобод личности только в соответствии с нормами закона; не допускать ограничения прав и свобод личности, не обоснованного обстоятельствами дела и в пределах требований законодательства; недопустимость нарушения охраняемых законом интересов других лиц, а также непринятия должных мер путём ограничения соответствующих прав и свобод подозреваемого, обвиняемого; соблюдение баланса охраняемых законом интересов личности, общества и государства при применении мер принуждения.

Таким образом, пределы ограничения конституционных прав личности — это законодательно установленные положения, позволяющие определить характер и степень, способы вмешательства государственных органов в сферу частных интересов при применении законодательно установленных правоограничений (например, при применении мер принуждения, в ходе производства следственных действий с участием подозреваемого, обвиняемого). Основания и порядок правоограничений, как и временные их рамки, влияют на содержание пределов ограничений прав. Исчерпывающий перечень вводимых ограничений будет являться гарантией соблюдения прав человека. Содержательные и временные пределы — это гарантии защиты от безосновательного ограничения прав личности, поскольку они устанавливают существо ограничения во временном пространстве, которое не может быть нарушено. В связи с этим требуют законодательного совершенствования нормы, в содержание которых не входят данные пределы либо они носят неясный характер.

http://studwood.ru/905151/pravo/predely_ogranicheniya_prav_svobod

Правовой статус педагогических работников

Педагог и его квалификация в правовом поле

Педагогический работник, согласно закону «Об образовании», — лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с ОООД, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Чтобы иметь право работать педагогом, необходимо получить среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям и профессиональным стандартам. Стандарты в настоящее время утверждены для большинства школьных должностей. До запланированного перехода на новые профессиональные стандарты можно пользоваться приказом Минздравсоцразвития России от 2010 года «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Должности в новых профессиональных стандартах:

Педагог (воспитатель, учитель). Охватывает педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Специалист в области воспитания (социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, тьютор, педагог-библиотекарь).

Согласно номенклатуре должностей, основные руководители образовательного процесса, директор и его заместитель, к категории педагогических работников не относятся, хотя в общем представлении они в нее и попадают.

Какие лица по трудовому кодексу не допускаются к педагогической деятельности:

Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.

Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.

Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Новшеством является то, что к педагогической деятельности могут быть допущены лица (при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), имевшие судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Компенсация ограничений прав и свобод - картинка 7

Академические права и свободы педагога

Свобода преподавания, выражения мнения, свобода от вмешательства в деятельность. (Никто, в том числе и родители учеников, не имеет права навязывать учителю подход к организации учебного процесса, если педагог не нарушает права учащихся).

Свобода выбора форм, средств, методов обучения и воспитания.

Право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания. (Учитель может составить образовательную программу по своему предмету, соответствующую требованиям ФГОС, утвердить ее в установленном в образовательном учреждении порядке и работать по этой программе).

Право на выбор учебных пособий в порядке, установленном законодательством. (При этом следует учесть Федеральный перечень учебников, который периодически меняется).

Право на участие в разработке образовательных программ и их компонентов.

Право на осуществление творческой и инновационной деятельности.

Право на бесплатное пользование информационными ресурсами.

Право на бесплатное пользование образовательными и методическими услугами образовательной организации.

Право на участие в управлении образовательной организацией.

Право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации.

Право на объединение в общественные профессиональные организации. (Впрочем, на территории России это в последнее время все менее актуально).

Право на обращение в комиссию по урегулированию споров. (Не стоит путать с комиссией конфликтных ситуаций).

Право на защиту профессиональной чести и достоинства. (Разумеется, действует презумпция невиновности).

Академические права и свободы должны соблюдаться с учетом прав и свобод других участников образовательных отношений и требований законодательства, а также норм профессиональной этики, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.

Трудовые права и социальные гарантии педагога

Право на сокращенную продолжительность рабочего времени.

Право на дополнительное профобразование не реже чем один раз в три года.

Право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск.

Право на длительный отпуск сроком до одного года.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Право на предоставление вне очереди жилых помещений.

Кроме того, учителя, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Обеспечивать реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с рабочей программой.

Соблюдать устав образовательной организации и правила внутреннего трудового распорядка.

Уважать честь и достоинство участников образовательных отношений.

Развивать у обучающихся познавательную активность и творческие способности.

Применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания.

Систематически повышать свой профессиональный уровень.

Проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Проходить предварительные, периодические, внеочередные медосмотры.

Проходить обучение и проверку знаний и навыков в области ОТ.

Соблюдать правовые, нравственные, этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

Исполнение педагогом обязанностей учитывается при прохождении аттестации. Учитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, установленных федеральными законами. К слову, если раньше нормы профессиональной этики рассматривались именно с этической точки зрения, то сегодня их соблюдение стало должностной обязанностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нормы профессиональной этики педагогов могут включать требования к поведению, внешнему виду, порядку взаимодействия со всеми иными участниками образовательных отношений и контролю за соблюдением этих норм.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Распределение времени педагога

Деятельность педагога включает работу: учебную и воспитательную, индивидуальную, методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, по ведению мониторинга и иную, предусмотренную должностными обязанностями. Соотношение учебной и другой педагогической деятельности в пределах рабочей недели устанавливается локальными нормативными актами школы. Нормируемая часть работы преподавателей определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности, а также короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, в том числе большую перемену для учеников первого класса.

Преподавательская нагрузка регулируется расписаниями, которые утверждаются в образовательных учреждениях в соответствии процедурой, установленной уставом. В подавляющем большинстве случаев расписание занятий утверждает директор. К другой части работы педагогов, требующей затраты не конкретизированного времени, относится деятельность, предусмотренная квалификационными характеристиками по занимаемой должности.

Подготовка к организации и работе по обучению и воспитанию.

Участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (в соответствии с требованиями ФГОС и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ).

Изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников.

Другие способы регулирования времени педагога:

Трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору. Выполнение видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях прибавке к оплате. Речь идет о классном руководстве, проверке письменных работ, заведовании учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими и учебно-опытными участками, о руководстве методическими объединениями и т.д. В трудовом договоре указываются содержание работы, сроки выполнения и размер оплаты.

Правила внутреннего трудового распорядка. Ведение журнала и дневников обучающихся в электронной или в бумажной форме, а также организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) учеников.

Планы и графики, утверждаемые локальными нормативными актами в порядке, установленном трудовым законодательством. Выполнение обязанностей, связанных с участием в педагогических и методических советах и проведением родительских собраний.

Графики, планы, расписания, утверждаемые локальными нормативными актами, коллективным договором. Выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ (включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности). В локальном нормативном акте, коллективном договоре указываются порядок и условия выполнения.

Локальные нормативные акты. Периодические кратковременные дежурства, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.

Привлекаться к дежурству учителя могут не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия. Присутствие учителя не требуется в те дни, когда образовательная организация открыта, но сам педагог не имеет занятия по расписанию и дополнительные работы. При составлении расписаний, планов и графиков рекомендуется предусматривать для учителей свободный день с целью использования его для самообразования и подготовки к занятиям.

Компенсация ограничений прав и свобод - картинка 11

Каникулярное время также используется для дополнительного профессионального образования. Режим педагогов, принятых в образовательную организацию в период летних каникул, определяется в пределах продолжительности рабочего времени или нормы часов в неделю, установленной за ставку заработной платы. Периоды отмены и приостановки занятий для учеников в отдельных классах или во всей школе по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считаются рабочим временем, при этом педагоги привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных для времени каникул.

Законодательные акты, регламентирующие порядок реализации прав педагогических работников

Постановление Правительства России от 14.05.2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 г. № 644 «Об утверждении порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года».

Постановление Правительства России от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“».

Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

http://rosuchebnik.ru/material/pravovoy-status-pedagoga/

Литература

  1. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.
  2. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.
  3. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, Юрайт, 2010. — 384 c.
  4. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.
  5. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях